компрессометр

Продолжаю серию статей, посвященных инструментарию для диагностики двигателя, на этот раз постараюсь научно-популярно рассказать, что такое компрессометр, а главное зачем он нужен. А также, кратенько расскажу, как правильно пользоваться и что нам показывают результаты измерений. Поскольку, то что я наблюдал в папуас сервисах, правильными измерениями и пониманием процесса назвать нельзя.

Теория

Очередной раз начну со сравнения, и как обычно из медицины. Те, кто проходили диспансеризацию или плановые медосмотры, знают, что все начинается с 1 кабинета, где медсестра измеряет температуру и давление, и это является первыми записями в медкарте. У нас ситуация аналогична, только в нашем случае это компрессометр и манометр для замеров давления масла.

В копилку знаний

И простые водители, и папуас механики очень часто путают два понятия. Компрессия в двигателе и степень сжатия. Первая величина, которую измеряет компрессометр, является изменяемой и характеризует состояние двигателя. Вторая, есть величина математическая, которая является неизменной, и закладывается на этапе конструирования двигателя. От этой величины зависит, какой бензин заливать в бак. Зил 130 – СЖ 6,5 – бензин 76. ВАЗ 2101 – СЖ 8.5 – бензин 92. Нива 1,7 инж – СЖ 9,6 – бензин 95.

Компрессометр, что купить?

компрессометр
компрессометр в кейсе, Licota

Про данную ситуацию и производителей, я подробно рассказывал в статье про динамометрический ключ. Есть масса брендов и производителей и надо просто знать, что такое хорошо, и что такое плохо. В основном представлены изделия из китайско-азиатского региона. Бояться не надо, тайваньские производители делают очень неплохие приборы, с хорошим соотношением цена-качество. Для частных мастеров и полупрофессионального использования, вполне подойдет компрессометр Licota. Сильно расхваливать не буду, просто честное изделие. Точно такой же прибор вы найдете в коробочках Jonnesway, только дороже. Сам пользуюсь комрессометрами JTC, они уже более приспособлены для постоянной длительной эксплуатации. Не рекомендую «как бы» российские бренды. Задача одна, сделать на китайском заводе подешевле, а продать «как все». И если это еще работает на масленках, дешевых наборах ключей или лампочках, то с измерительными приборами это выброшенные деньги.

Как измерять?

Перейдем к самому интересному, то бишь к практике. Казалось бы, чего проще, как на зимней рыбалке, наливай да пей. Самая главная ошибка, это замер компрессии на горячем двигателе. У нас уже произошло тепловое расширение поршней и на стенках уже образовалась постоянная масляная пленка. То есть показания мы получим, но это будут всего лишь значения компрессии по цилиндрам, друг относительно друга. Правильные результаты будут только на ХОЛОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ.

Что нам говорят эти цифры?

Первый этап. Замер компрессии я рекомендую делать с помощником. По одной простой причине, нам достаточно важно, как цилиндр «набивает» компрессию. Поясню. Нам важно два значения: первый качок и цифра на четвертом-пятом качке. Очень часто наблюдал картину, когда двигатель крутят по 20-30 секунд, стрелка сначала замирает на 10 кг, а потом начинает добавлять «в час по чайной ложке». Это не очень правильно, реальная компрессия в цилиндре 10 кг. А первый качок нам очень важен, так как он «сильно дружит» с утренней заводкой двигателя. Поэтому наши показания по одному цилиндру, должны состоять из двух цифирей. Например, 5-12, или 4-11.

Второй этап. Это анализ данных. Если у нас везде по 12 кг, радостно вздыхаем, но к сожалению, так бывает редко. Более частая картина 12-11-8-12 или везде по 10. Что лучше? Провал по одному цилиндру или уменьшенная, но равномерная компрессия по всем горшкам?

Что делать дальше?

Компрессия в цилиндре создается «внизу» поршневыми кольцами, а наверху клапанами. И нам надо выяснять извечный русский вопрос: кто виноват. В третий цилиндр, который у нас проблемный, шприцом закачиваем 15-20 миллилитров моторного масла, ждем, когда оно вытечет за пределы поршневой лужи, и секунд 15-20 крутим двигатель, ВЫКРУТИВ компрессометр и свечи зажигания. Затем вкручиваем прибор и делаем замер еще раз. Если показания компрессии за счет масляной пленки изменились в большую сторону, значит косо смотрим на поршневые кольца, если показания поднялись не сильно или вообще остались такими же, есть вопросы к клапанам. Способ с маслом очень сильно помогает, когда вы будете заводить долго стоящий автомобиль. Кольца могут «залечь» и крутить стартером можно до посинения.

Text.ru - 100.00%