втулочно-роликовая цепь 21214

Тема данной статьи – цепь грм нива. Для начала, рекомендую к прочтению статью, где описан весь механизм грм 21214. Здесь будет повествование только о цепи.  Цепи для автоТАЗа делают 3 или 4 завода, но самые хорошие по качеству и цене, это прибалтийские цепи «Диттон». Завод расположен в городе Даугавпилс, уже давным-давно работает на Европу, но и автоТАЗ не забывает. Большая часть конвейерных движков комплектуется именно этой продукцией, остальная часть, цепями, рожденными в городе Киров.

Проблема

Почему однорядные цепи ведущих автопроизводителей ходят по 200-250 тыс.км. а однорядная цепь (двигатель 21214), на подходе к 100тыс. уже никакая (ну если говорить о нормально работающей запчасти).

  • Двурядная цепь стоит на -213 двигателе, с «жесткой парой» солдатик-рокер. Механизм работы при этом таков, что распредвал прижимается кулачками к четырем из восьми рокеров, остальные находятся в свободном, неприжатом положении. В случае гидрокомпенсаторов на -214 движке, прижим распредвала на все восемь рокеров ПОСТОЯНЕН, да еще прибавим сюда очень сильно зажатые клапанные пружины.
  • Конструкция цепей производителей второго эшелона вообще архаична по своей сути. Ролики цепи нарезаны не из «трубки», а скатаны из ленточек металла. Если внимательно поглядеть на это чудо, можно разглядеть шов на ролике.
  • Даже у ведущего производителя цепей «Диттон», звенья цепи ничем не покрыты. Я имею ввиду любое антифрикционное или прикаточное покрытие (например: олово).
  • Цепи в двигателях 21213 и 21214 не не имеют принудительной смазки и смазываются «масляным туманом», что точно не увеличивает их срок службы. К примеру: в цепных двигателях производителя Шкода, стоит масляная форсунка, которая во время работы двигателя все время поливает цепь. Ресурс цепи сравним с полным ресурсом двигателя.

Цепь грм нива, конструктор Медведев И.А.

цепь грм нива, конструкция Медведева И.А.
втулочно-роликовая цепь 21214

В статье про натяжители цепей, я уже упоминал о том, что работаю с двигателями ЗМЗ. Их «родовая болезнь» это механизм ГРМ и цепь в частности. Для них конструктор Игорь Медведев (в инете Родос-М), сконструировал новый механизм газораспределения, в том числе и цепи. Однорядные и двухрядные. И самое главное не просто «изобрёл», а довел до производства на заводе и контролирует процесс. В интернете данные цепи фигурируют с названием «платиновая серия» или «быстрые цепи для змз». В процессе совместной работы, он мне сказал, что в качестве эксперимента он сделал несколько сотен цепей для двигателя 21214. В 2014-2015 году мне было предложено поэкспериментировать с данной цепью, дав результаты лабораторных исследований. В частности, характеристику «на разрыв». Как одну из самых важных в «цепном деле». Данный параметр на 10% выше, чем у прибалтийской цепи «Диттон». С этого момента я стал ставить и комплектовать заказы данной цепью. Чтобы не было недомолвок, сразу скажу, что те кто заказывал дитоновскую цепь, получали именно ее. Ни в коем случае я не играл «втемную». Данную цепь устанавливал только на двигатели, которые делал сам или мои доверенные сервисы. Как я уже говорил, у меня есть на обслуге несколько машин, пробег у которых по «сотке» в год, поэтому эксперимент прошел очень быстро. Основные конструктивные особенности данной цепи:

  • Цепь — ВТУЛОЧНО-РОЛИКОВАЯ.
  • Звенья цепи покрыты оловом для мягкой прикатки и приработки.
  • Ролики покрыты тефлоном.
  • Про главную характеристику цепи, то есть усилие на разрыв, я уже говорил выше.

Цепь грм нива, эксплуатация

Как всем известно, главное преимущество цепи перед ременным приводом ГРМ, в том, что она «не может» порваться на ровном месте. Правда, это с успехом опровергают «кировские» цепи. Для меня, как для инженера механика у цепи есть два состояния ее жизни. Это работа в нормальном режиме, и работа когда цепь не порвалась, но растянута как резинка от трусов. При работе цепи, в отличие от ремня, создается шум. НО, дело в том, что кроме нас данный шум слышит датчик детонации (ДД), который воспринимает это как детонацию в цилиндре и загоняет зажигание «в позднее». Это происходит когда цепь «растянута» и уходят «метки установки грм». Причем важно заметить, что натяжитель цепи будет натягивать цепь  по длине, но ей ничего не мешает свободно «гулять» по ширине. По моим многолетним «юннатским» наблюдением за данным двигателем, прибалтийская цепь нормально работает до пробега двигателя 60-70 тыс.км. Далее, для ХОРОШЕЙ работы двигателя «в режиме», требуется ее замена. Цепь принадлежащая «перу» Игоря Медведева без проблем выхаживает более 100тыс., что сейчас уже сравнимо с ресурсом двигателя. Данная статья посвящена однорядке, то есть цепи грм нива двигателя 21214. Что касается двигателя 21213, то там по прежнему, альтернативы прибалтийским цепям нет, и все заказы и двигатели, комплектуются исключительно цепями «Диттон».