Расточенные кулаки

Почему так сильно понадобилось модифицировать данный узел?! На поворотных кулаках советстких времен в этом вообще нет необходимости, потому как соосность их расточки под подшипники очень хороша. Мой совет всем кто не хочет заморачиваться с расточкой под новый подшипник, найти старую ниву с короткой дверью и взять оттуда кулак, который как показала практика почти вечный. Подшипники даже современные, отвратительного качества, стоят в нем по 50-70 тыс. км. Главное соблюдать момент затяжки подшипников.
Теперь о том что сейчас идет с завода. Когда я отдаю расточнику комплект кулаков со старой Нивы, они на 30% тяжелее чем те, которые сейчас ставятся на машины и лежат на прилавках. Но так как например для ШНивы старых кулаков просто нет, имеем то что имеем. Стружка с кулаков нового образца не въется как положено стальной, а горит на резце. А это значит что мы имеем дело с литьевой сталью сваренной из металлолома, с высоким содержанием фосфора, дабы было легче обрабатывать на станках автоматах. Токарь мне в шутку сказал, что если сделать кулак из какой нибудь твердой породы дерева, например бука, он будет крепче чем то гавно, которое в данный момент делают из отходов и вторчермета.

Расточенный поворотный кулак

Немножко об истории конструкции. Не буду приписывать себе то чего не было, кто первый задумал эту вещь мне неизвестно, но я первый чертеж сделанный карандашом, получил от Олега-LOA. Сначала он сделал несколько кулаков на токарке, но точности того станка было явно недостаточно, и я сделал маленькую партию на расточном. Сейчас я посмотрел архив электронной почты и выяснил что наша переписка о «первых» кулаках относится к ноябрю 2007 года. Первыми «испытателями» стали «ладожские» машины. И насколько мне известно от тех с кем я поддерживаю связь, из «рыцарей Ладоги», с той поры их никто еще ни разу не менял. С той поры я правда несколько раз изменял чертеж, и сейчас идут кулаки с другими внутренними сальниками и то только по причине большей технологичности изготовления.

расточенный поворотный кулак
Расточенный поворотный кулак и подшипник SKF от грузовика Iveko

Подшипники в в этот узел производят около 10 фирм. Но я остановился на трех из них. Если речь идет о стоковой машине то вполне подходят подшипники фирмы Optimal (Германия), если речь идет о подготовленном автомобиле то можно установить либо SKF (как правило итальянский завод), либо PFA (это Америка). Осветил этот вопрос по причине ценообразования, последние два производителя по цене почти в два раза выше нежели Optimal. Хочу напомнить почтенной публике, что подшипник в оригинале идет на грузовик Ивеко, полная масса которого около 5 тонн.
Существуют подобные конструкции и для других подшипников. Мне известны две конструкции с подшипниками от Москвича 2141 и Хонды Цивик. На мой взгляд обе имеют существенные недостатки, в обоих случаях конструкторы, решили оставить больше «мяса» на кулаке и проточить ступицу. Считаю это неправильным, ибо, наша ступица и без проточки имеет тенденцию иногда разваливаться, а уж проточенная, да на 24 шлица, так и вовсе……полный праздник.
Совсем недавно я немножко видоизменил конструкцию и стал ставить другие сальники, с внутренней стороны кулака. Это связано с тем, что с течением времени качество изготовления кулаков, особенно для ШНив, имеет тенденцию становится только хуже. Приведу пример. Имеем четыре посадочных диаметра: два сальника, два подшипника. Ставим в токарный станок, уже в отцентрированную оправку и видим, что несоосность подшипников доходит до 0,2 мм, и самое смешное что существует несоосность подшипник-сальник, хотя они должны растачиваться совместно за один проход.

Установка изделия

Хотел подробнее описать технологию сборки этого изделия, но решил этого не делать. Пусть это сделает специалист или автосервисы, которые представляют как ЭТО должно работать. Сейчас если клиет берет комплект и делает сам его монтаж, гарантию я не даю. Скажу только одно. В последних вариантах я предпочитаю отдавать людям уже весь модуль в сборе: кулак, запрессованный подшипник, установленные регулировочные шайбы, тормозной диск, ступица. Конечно это лишние деньги с точки зрения клиента, поскольку он тормозные диски «вчера» поставил, да и ступицы и «полгода не прошли». Но мне очень понравилась фраза одного моего знакомого мастера, который имеет 40 лет стажа в авторемонте и как следствие столько же времени общаясь с людьми. Она гласит: не надо жалеть клиента, никто не вспомнит потом что ты сэкономил ему тысячу рублей, но вот он всегда будет помнить по чьей вине по его мнению произошла поломка узла.
На данный узел на стоковую машину я сейчас даю гарантию полгода. Можно конечно давать и больше, но по сравнению с фразой в известных магазинах: 10 дней по чеку, это все равно вечность.
Наработка на отказ. На данный момент, мне известно только ДВА случая разрушения конструкции за время работы. В обоих случаях была нарушена технология установки, и подшипники вышли из строя. Один случай сотворил лично я, при первой установке. При монтаже без оправок, разъехались обоймы, попала грязь и подшипник прожил 500 км. Второй случай, установка клиента. Регулировочные шайбы установлены с другой стороны, но как ни странно узел прожил около полугода. Все связано с тем, что хоть подшипники и ломовые, но требуют нежности и определенной внимательности при установке.
Ну и конечно будьте морально готовы к тому, чтобы сразу совместно поменять тормозные колодки, рваные пыльники ШРУСов или сами раздолбанные ШРУСы. Потому как если ступица новая, а шрус со старой шлицевой, то ничего хорошего тоже не будет. Подшипник будет замечательно сидеть на ступице, а она свободно болтаться на шлицах ШРУСа.