электроника

ДМРВ или расходомер воздуха

Тема статьи – ДМРВ Нива. Расшифрую – датчик массового расхода воздуха. В народном сленге – расходомер воздуха. Все двигатели работают на топливо воздушной смеси, и в зависимости от поступившего в ресивер воздуха, рассчитывается топливный впрыск.

ДМРВ Нива
расходомер для мех дросселя

Копилка знаний

На сегодняшний день атмосферные бензиновые двигатели работают по двум основным схемам. Это ДМРВ (нитяные и пленочные) и ДАД (датчик абсолютного давления). Расходомеры дают данные на ЭБУ о прошедшем через них воздухе, ДАД показывают вакуум во впускном коллекторе. Вторая схема более современна и более надежна, но и нее есть свои минусы. Для перехода на работу «по давлению» надо ставить другие датчики, переделывать математическую модель обработки данных и вообще напрягаться, а автоТАЗ делать этого не любит. Поэтому с момента появления инжекторов на заводе, обвес двигателя не менялся. С начала производства и установки на ниву инжекторов, ДМРВ Нива претерпели три реинкарнации по артикулам, но ни одной по сути вопроса.

ДМРВ Нива, конкретика

ДМРВ Нива и Нива Шевроле
Расходомер для Е-газа

Куда нам глядеть, когда мы хотим заказать новый расходомер? Алгоритм следующий. Смотрим, какой у нас стоит дроссель. Если электронный (E-газ), вариантов нет, ДМРВ с номером 0 280 215 225. Производитель Bosch, «made in Germany». Иных вариантов с завода мне пока не встречалось. Если у нас механический дроссель, то надо смотреть на версию ЭБУ. Если установлен Бош 7.0, как правило, он идет в паре с расходомером 0280218037. Но были варианты с 0280218116. Менять их нельзя, поскольку характеристики у них разные. Косвенным признаком старой процессорной платформы, если не лезть в глубину может являться форма диагностического разъема, он «весь квадратный». В основном это машины до 2008 года выпуска. С новой процессорной платформой ставился ДМРВ Нива за номером 0280218116. Внимание: расходомеры старого и нового образца для механических дросселей НЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ. Самый противный год выпуска, это конечно 2008, так называемые переходные машины. В этом случае желательно подключить диагностический компьютер, ибо в комплектации машин этого года завод чудил не «по-детски».

Засада

В конце данной статьи будет приложена ссылка на мой видеоматериал по данным датчикам. Здесь скажу вкратце. Это просто непаханное поле, для мошенников. Расходомер состоит из двух частей, корпуса и самой платы с нитями. Проблема в том, что маркировка и волшебные слова, Bosch «made in Germany», нанесены на корпусе. На диагностических форумах, куча объявлений о том, что мы купим неисправные НЕМЕЦКИЕ расходомеры на восстановление и тарировку. И даже их продают с гарантией 2-3 месяца. Фокус в следующем. В корпус с волшебными словами, ставится рабочий новый элемент, дешевого производителя. И конструкция работает. А теперь математика, из начальных классов школы. Старый ДМРВ Нива покупается за минимальные деньги, не более 300-500 рублей. Дешевая рабочая вставка, не более тысячи. И это будет работать. Да, показания будут плюс минус ведро, но будут. Новый немецкий расходомер стоит от 4000 рублей и далее. А на некоторые иномарки цена доходит и до 10 000. Посчитайте прибыль. Торговцы палёной водкой удавятся от зависти.

Эксплуатация

Противность, этого датчика, как такового, состоит в том, что он умирает молча и героически, без загорания лампочки «чек энджин». Она загорится, только в случае перегорания нити, когда сигнала совсем не будет. По этой причине народ ездит на расходомере, пока грамотный диагност, не увидит в программе, что переменные с этого датчика уже давным-давно вышли за рабочие пределы. Губит этот датчик время и пыль. Грязь просто «закрывает» нить от проходящего потока воздуха, что является основой работы нитяного расходомера. В принципе данный датчик подлежит восстановлению. У фирм, производящих автохимию, в линейке есть спреи, предназначенные для обработки и очистки нитей. Можно даже применить спирт, в аэрозольном виде. Но ни в коем случае НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТО КОНТАКТНЫМ способом, пытаясь протереть ваткой или тряпочкой. После этого путь только на помойку. Мои изыскания в этой области, имеют результат 50 на 50. Иногда удавалось ввести расходомер в состояние ремиссии и продлить его жизнь. И не экономьте на качестве и цене воздушных фильтров, от них очень сильно зависит, сколько проживет ваш расходомер воздуха.

Конструктив

Много раз упоминал, и не стесняюсь этого, что у меня академическое образование, в области колесно-гусеничных машин. Но литературу, по двигателям я предпочитаю немецкую, итальянскую и американскую. Правильной теории, подтверждаемой практикой, там много больше. В частности, там говорится о расположении расходомера в впускном тракте. «Расстояние от дросселя не более 2-3 диаметров сечения и отсутствие 90 градусных поворотов. В худшем случае будет большая погрешность показаний». Поглядите на каком расстоянии от заслонки расположен ДМРВ Нива и Шнива. А уж расположение впускного тракта над выпускным, в случае Нивы, это отдельный изыск.

Статьи по теме электроника и датчики

Диагностика, первый шаг

Видеоматериал 2021 год