ДМРВ или расходомер воздуха
Тема статьи – ДМРВ Нива. Расшифрую – датчик массового расхода воздуха. В народном сленге – расходомер воздуха. Все двигатели работают на топливо воздушной смеси, и в зависимости от поступившего в ресивер воздуха, рассчитывается топливный впрыск.
Копилка знаний
На сегодняшний день атмосферные бензиновые двигатели работают по двум основным схемам. Это ДМРВ (нитяные и пленочные) и ДАД (датчик абсолютного давления). Расходомеры дают данные на ЭБУ о прошедшем через них воздухе, ДАД показывают вакуум во впускном коллекторе. Вторая схема более современна и более надежна, но и нее есть свои минусы. Для перехода на работу «по давлению» надо ставить другие датчики, переделывать математическую модель обработки данных и вообще напрягаться, а автоТАЗ делать этого не любит. Поэтому с момента появления инжекторов на заводе, обвес двигателя не менялся. С начала производства и установки на ниву инжекторов, ДМРВ Нива претерпели три реинкарнации по артикулам, но ни одной по сути вопроса.
ДМРВ Нива, конкретика
Куда нам глядеть, когда мы хотим заказать новый расходомер? Алгоритм следующий. Смотрим, какой у нас стоит дроссель. Если электронный (E-газ), вариантов нет, ДМРВ с номером 0 280 215 225. Производитель Bosch, «made in Germany». Иных вариантов с завода мне пока не встречалось. Если у нас механический дроссель, то надо смотреть на версию ЭБУ. Если установлен Бош 7.0, как правило, он идет в паре с расходомером 0280218037. Но были варианты с 0280218116. Менять их нельзя, поскольку характеристики у них разные. Косвенным признаком старой процессорной платформы, если не лезть в глубину может являться форма диагностического разъема, он «весь квадратный». В основном это машины до 2008 года выпуска. С новой процессорной платформой ставился ДМРВ Нива за номером 0280218116. Внимание: расходомеры старого и нового образца для механических дросселей НЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ. Самый противный год выпуска, это конечно 2008, так называемые переходные машины. В этом случае желательно подключить диагностический компьютер, ибо в комплектации машин этого года завод чудил не «по-детски».
Засада
В конце данной статьи будет приложена ссылка на мой видеоматериал по данным датчикам. Здесь скажу вкратце. Это просто непаханное поле, для мошенников. Расходомер состоит из двух частей, корпуса и самой платы с нитями. Проблема в том, что маркировка и волшебные слова, Bosch «made in Germany», нанесены на корпусе. На диагностических форумах, куча объявлений о том, что мы купим неисправные НЕМЕЦКИЕ расходомеры на восстановление и тарировку. И даже их продают с гарантией 2-3 месяца. Фокус в следующем. В корпус с волшебными словами, ставится рабочий новый элемент, дешевого производителя. И конструкция работает. А теперь математика, из начальных классов школы. Старый ДМРВ Нива покупается за минимальные деньги, не более 300-500 рублей. Дешевая рабочая вставка, не более тысячи. И это будет работать. Да, показания будут плюс минус ведро, но будут. Новый немецкий расходомер стоит от 4000 рублей и далее. А на некоторые иномарки цена доходит и до 10 000. Посчитайте прибыль. Торговцы палёной водкой удавятся от зависти.
Эксплуатация
Противность, этого датчика, как такового, состоит в том, что он умирает молча и героически, без загорания лампочки «чек энджин». Она загорится, только в случае перегорания нити, когда сигнала совсем не будет. По этой причине народ ездит на расходомере, пока грамотный диагност, не увидит в программе, что переменные с этого датчика уже давным-давно вышли за рабочие пределы. Губит этот датчик время и пыль. Грязь просто «закрывает» нить от проходящего потока воздуха, что является основой работы нитяного расходомера. В принципе данный датчик подлежит восстановлению. У фирм, производящих автохимию, в линейке есть спреи, предназначенные для обработки и очистки нитей. Можно даже применить спирт, в аэрозольном виде. Но ни в коем случае НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТО КОНТАКТНЫМ способом, пытаясь протереть ваткой или тряпочкой. После этого путь только на помойку. Мои изыскания в этой области, имеют результат 50 на 50. Иногда удавалось ввести расходомер в состояние ремиссии и продлить его жизнь. И не экономьте на качестве и цене воздушных фильтров, от них очень сильно зависит, сколько проживет ваш расходомер воздуха.
Конструктив
Много раз упоминал, и не стесняюсь этого, что у меня академическое образование, в области колесно-гусеничных машин. Но литературу, по двигателям я предпочитаю немецкую, итальянскую и американскую. Правильной теории, подтверждаемой практикой, там много больше. В частности, там говорится о расположении расходомера в впускном тракте. «Расстояние от дросселя не более 2-3 диаметров сечения и отсутствие 90 градусных поворотов. В худшем случае будет большая погрешность показаний». Поглядите на каком расстоянии от заслонки расположен ДМРВ Нива и Шнива. А уж расположение впускного тракта над выпускным, в случае Нивы, это отдельный изыск.