доработанные клапана
Облегченные клапана ваз – именно так звучит один из самых популярных запросов в Яндексе на данную тематику. Я предпочитаю название – доработанные клапана, но идти наперекор народу незяяя, затопчут и задавят массой, поэтому пусть будут облегченные. В обязательном порядке рекомендую перед прочтением данной статьи, прочитать материал про стандартные клапана.
История
У всех ведущих автостроительных и уважающих себя фирм, как правило есть две линейки машин. Обычная и «заряженная». Причем это могут быть как отдельные модели, так и серийные модели, внешне ничем не отличающимися от своих родных братьев и сестер. А вот двигатель, подвеска и трансмиссия будут капитально доработаны. У BMW это серия М, у Renault и Audi это серия RS. Мне всегда нравились конструкции моторостроителей из Штутгарта (Ауди), как наиболее логичные и просчитанные. Конечно кроме «гениальной» серии TSI, но это отдельный вопрос. В 2015 году мне довелось ремонтировать гбц, одной из таких машин. Некоторые вещи я взял на вооружение, в частности форму доработанных клапанов.
В копилку знаний
В клапанном механизме есть такое интересное понятие, как «кинематическая связь». Напомню кое-что из средних классов школы. У предмета есть масса, и есть вес. Массу мы видим на весах, вес – это масса + движение, ускорение и инерция. Доведем ситуацию до абсурда. Тяжелые клапана, очень мягкие клапанные пружины. Кулачок распредвала толкает рокер, тот передает движение клапану, большая масса порождает сильную инерцию. Кулачок уже прошел свой пик, а клапан висит внизу (так называемое зависание). Распредвал вращается дальше, и тут клапан с рокером «вспоминают» что надо вернуться, и ударяют или по тыловой части кулачка или вообще по базовой поверхности распредвала. Это называется разрывом кинематической связи. Моторостроители с этим борются увеличением жесткости клапанных пружин или уменьшением массы клапанов. Итак, когда мы делаем или ставим облегченные клапана ваз, мы решаем две основные задачи:
- Основная. Увеличение проходного сечения и правильное прохождение смеси по клапану. Как следствие наполняемость и продуваемость цилиндра.
- Снижение массы клапана. Уменьшает нагрузку на весь клапанный механизм. Повышает порог высоких оборото двигателя, отодвигая как момент зависания, так и момент отскока от седла клапана.
Облегченные клапана ваз, конкретика
Самое главное в доработанных клапанах – это донор. Говоря русским языком: из говна, конфетку мы не сделаем. Один раз я повелся на «плач клиента» и попробовал сделать доработанный вариант из «челябинского донора». Единственный плюс челябинцев, это жаропрочная сталь. Остальное….туши свет и сливай воду. Первичные замеры показали, что осевое биение фаски на некоторых клапанах достигало 2-3 соток, а это означает, что притирать клапана можно будет потом до посинения. Пришлось дорабатывать еще и фаску. Когда сложили вместе все затраты, цена превысила, конечный продукт, если бы донором был качественный немецкий или польский клапан. Наши «тюнингеры» обычно берут за основу самарские клапана. Конечно основной аргумент: ну это же конвейерный поставщик. Спорить не буду. В качестве «стандартной запчасти» я еще готов их рассмотреть, но в качестве донора, никогда.
Изготовление
Клапана делаются по моим чертежам и под моим контролем. Основной момент: в силу сложности формы клапана (зонтик), сделать вручную одинаковые клапана фактически невозможно. Поэтому изделие делается на ЧПУ небольшими партиями. У мастеров чпу, есть понятие – работа на одной заточке. Резец в процессе работы тупеет и «садится», потом его надо править. Опытным путем было найдено оптимальное количество клапанов, которое режется «на одной заточке», потом или инструмент правится, или ставится другой резец. Ценообразование с учетом оборудования и зарплаты станочника, получается соответствующее.
Установка
При доработке клапанов, я совершенно сознательно не стал менять угол рабочей фаски. Конечно по всем канонам доработки двигателя, «зонтик» можно было сделать фактически без углов. Но вмешалось понятие «наша Раша». Человек получает клапана, идет в моторную фирму фрезеровать седла, а там и говорят: или мы с доработанными клапанами не работаем или наценка +50% за не стандарт. В данном случае, все что надо сказать: «не выёживайтесь», фаска имеет стандартный угол, фрезеруйте седло по стандарту.
Еще один частый вопрос. Стоит ли ставить облегченные клапана ваз на стандартную гбц нивы, шнивы или классики. Поставить можно, хуже точно не будет, но и эффекта можно не почувствовать. Нужен комплексный подход к доработке: распил каналов гбц (портинг), распил седел клапанов, совмещение каналов ресивера и каналов гбц и ряд других мероприятий. Данные клапана естественно подходят для нивы, нивы шевроле и всей линейки классики, от «копейки до семерки».