облегченный маховик
Тема статьи – облегченный маховик на ниву и ниву шевроле. По-быстрому пробежался по интернету на эту тему и ужаснулся. А уж творчество наших тюнингеров «от сохи», привело просто в ужас. Представлю изделие, которым пользуюсь уже длительное время и постараюсь рассказать «что такое хорошо и что такое плохо». К тому же, автоТАЗ в последнее время загнул цены на стандартный маховик так, что, если пересчитать по весу, он должен быть сделан из полудрагметалла, а не из чугуна.
Теория
Сначала кратенько разберемся, а зачем он вообще нужен? Основной функцией маховика на заре создания двигателей, было накопление кинетической энергии, чтобы облегчить прохождение поршнем (именно в единственном числе), верхней и нижней мертвых точек и сделать работу двигателя равномерной. Вторая задача – работа в паре со сцеплением, выполняя роль опорной поверхности. Маховики могут быть чугунными (наш случай) и стальными. Особо хочу остановиться на следующем моменте. Маховик рассчитывается не только из объема двигателя, мощности и максимальных оборотов, но и конструкции двигателя и вида топлива. К примеру, на двухтактных лодочных и яхтенных моторах я видел маховики диаметром около 70 см и толщиной в 10 см. По сути дела двигатель работает на равномерное вращение маховика, а тот уже в свою очередь на винт. На таком же по объему четырехцилиндровом моторе, маховик нужен в два-три раза меньше, поскольку часть его функций выполняет длинный коленвал двигателя. Что нам даст облегченный маховик на ниву? Более быструю раскрутку двигателя и как следствие разгонную динамику автомобиля. В немецкой спортивной литературе мне встретилась фраза, 1кг убранный с маховика – это 15-20 кг убранных из салона.
Облегченный маховик на ниву, конкретика
Напомню, масса стандартного маховика нивы шевроле 6,7 кг. Теперь попробуем посчитать не «адаптивным способом», как это сделали на заводе, просто увеличив диаметр маховика чтобы подогнать его к новому диаметру сцепления, а академическим. Есть несколько методик расчетов массы и габаритов маховика (Виттенбауэра, Гутьяра, Мерцалова-Рериха), но для предварительных расчетов мне всегда нравились простые прикидочные формулы. Потратив пол дня на воспоминания и поиск литературы, и пять минут на сами расчеты, у меня получилось, что для данного двигателя достаточная масса маховика около 4 кг. Исходя из этой цифры я и заказывал доработку. Масса изделия получилась 4,5-4,6 кг. После облегчения маховик дополнительно балансируется. Самое главное, что облегчение маховика производится не высверливанием дырок по диаметру, а выбиранием материала на фрезерном ЧПУ. «Великий грек» Сингуринди делал на классику маховики 3,5-4 кг и двигатели прекрасно работали, в том числе и на холостых оборотах. Правда замечу, что маховики данной массы должны быть уже из стали, а не из чугуния. Теперь немножко про стиль вождения и эксплуатацию. Двигатель значительно быстрее набирает обороты и также быстрее они падают. Поэтому с таким маховиком лучше научиться быстро переключать передачи и держать двигатель «на подхвате», стараясь при переключении передач, не доводить до того чтобы обороты падали до холостых, тогда вы поймете весь кайф от данной доработки.