гбц

ремонт гбц

Тема статьи – ремонт гбц нивы. Данная статья может использоваться для любой другой гбц, но поскольку данный сайт посвящен, ее величество Ниве, то акцент будет сделан на ней. В конце статьи будет приложена ссылка на экселевский файлик с примерными цифрами по ремонту на текущий момент. Вот именно по этим пунктам я и пройду по порядку. В данной статье речь идет о стандартном качественном ремонте, никакого тюнинга.

Text.ru - 100.00%

Ремонт гбц нивы, дефектовка

Особо хитрого тут ничего нет. Обратите внимание на две вещи. Первое – состояние каналов охлаждения, на предмет изъеденности. Поскольку среди нивоводов, очень популярна секта «я всю жизнь заливаю тосол». Второе – это состояние тоннеля где установлен успокоитель и проходит цепь. Если пропустили момент износа или разрушения успокоителя, цепь начинает «фрезеровать» гбц. Иногда дело доходит до того, что полностью «убирается» тело гбц, в котором идет болт успокоителя. Тут два варианта, или от такой гбц отказаться или поставить на резьбу специальные вставки, сделанные в индивидуальном порядке. Обязательно обратите внимание на клапана и седла. Они не должны быть просажены. Ставите ГБЦ на плоскость и на торцы клапанов кладете линейку. Если двигатель будет работать на гидриках разбежка по высоте не должна быть больше 1мм, даже если какое-то седло меняли. Если движок будет работать на болтах, то ничего страшного в разнице по высоте нет. Обратите особое внимание на перемычку между седлами, это слабое место, конкретно в данных гбц. При этом процессе лучше вооружиться увеличительным стеклом, трещина может быть очень тонкой. Резюме по дефектовке следующее: оцените работы по восстановлению гбц. Может быть имеет смысл отнести Вашу ГБЦ на лом и взять в качестве донора другую голову.

Опрессовка

Что понимается под данной операцией? ГБЦ герметезируется, погружается в ванну и в каналы подается под давлением воздух. И далее оператор глядит на наличие пузырьков. Если они появились, тогда в гбц есть трещина и она идет на помойку или в лом. Самый главный вопрос: в каком случае делать данную операцию? Если «располовинили» двигатель и четко увидели по прокладке или намытому поршню, где пробило – то опрессовка, как таковая не нужна. А вот если клиент приехал с криками о том, что менял прокладку гбц, а толку нет или визуальных следов пробития не наблюдается. Вот в этом случае опрессовка не помешает. Деньги не великие, на 2022 год, это стоит около 1000 рублей, но по крайней мере Вы отбросите в сторону один из вариантов неисправности. Также я рекомендую сделать данную операцию, когда Вы взяли гбц «со стороны» или разборки, «не битую, не крашенную и вообще для себя берег».

Направляшки клапанов

Удаление направляшек можно производить с помощью специальной «выколотки», предварительно разогрев гбц. Нагрев сделать точечно, при помощи мощного строительного фена. Но ни в коем случае не делайте запрессовку молотком или кувалдой. Только специальными приспособами, которые «затаскивают» направляшку на место, центруя ее посадку. Большинство направляшек сделаны из «чугуна» или родственных сплавов. Более подробно я рассказывал об этом в статье про направляющие клапанов. Чугун, это материал очень износостойкий к трению и температуре, но совершенно не любящий ударных воздействий. Если в результате запрессовки молотком в направляшке будет трещина, то потом вы устанете искать куда «уходит масло». А оно будет течь именно по разлому. Если Вы делаете запрессовку в домашних условиях, направляющие клапанов можно предварительно охладить в морозильной камере, процесс пойдет чуть полегче.

Развертка направляющих

Есть несколько операций, по обработке отверстий. Сверление, расточка, развертка, притирка. Сверлом мы можем получить точность в районе «десятых миллиметра», что для направляшек очень грубо, а вот разверткой, мы поймаем и «сотки», и чистоту поверхности. Размер, который нам нужен определяется как рекомендацией производителя, так и качеством клапанов. По классике и Ниве я взял за основу фиатовскую методичку, для сборки двигателей на автоТАЗе. В сервисах допускают две ошибки. Во-первых, пользуются долго одной разверткой, и она перестает резать и начинает давить, размер получается совсем не тот что планировался. Во-вторых, диаметры для впускных направляющих и для выпускных направляющих разные. Для стандартного ремонта, на впуске использую развертку 8,025, для выпуска 8, 035. Процесс производится или с маслом, или олеиновой кислотой.

Фрезеровка седел

Конечно можно пойти «дедовским» методом, то есть вооружиться набором ручных фрез и попробовать сделать угол на седлах. Но если честно, я уже и не вспомню, когда пользовался данным набором. В моторных фирмах есть станки, которые делают эту операцию быстро и качественно. И даже иногда после данной обработки можно не притирать клапана. Но об этом в следующем абзаце.

Притирка клапанов

Самый главный вопрос. Притирать или нет? Моё мнение следующее – все зависит от конкретной гбц и станочника. Дело в том, что седла, применяемые в отечественных гбц сделаны из прессованного говна, если их сравнивать с другими производителями. В интернете, присутствует куча видеороликов и анализов химического состава. Когда на специальном станке начинается обработка седла, сразу становится понятно из чего оно сделано. Если оно твердое и подкаленное, оно нормально и красиво режется, с совершенно специфическим звуком. Ежели седло «мягкое», его иногда начинает «дробить», поверхность после обработки напоминает «шагрень». И в данном случае без притирки клапана не обойтись. Делается это конечно под вакуумметр. Для притирки пользуюсь американскими пастами: или двухкомпонентной Done Deal или Permatex.

Шлифовка плоскости

Здесь главный секрет кроется в материале. Почему старые гбц родом из СССР ходили по несколько сотен тысяч км, а современные и четверти от этого не выхаживают? Как-то раз я взвесил и ту, и другую. Разница составила около 15-20%. Советская была тяжелее. И не потому, что толще или другая отливка – она из другого материала. Это был действительно жаростойкий алюминий, а сейчас это что-то «силуминоподобное». Отсюда и “никакая” стойкость к нагреву и перегреву. Поэтому операция, по фрезерованию или шлифовке плоскости делается почти всегда. Делая ремонт гбц нивы для нескольких сервисов достаточно периодически, собрал статистику по данному вопросу. В 90% случаев коробление плоскости более 0,1 мм. Это уже никакая прокладка гбц не обожмет.

Запчасти

Когда речь идет о тюнинге, то можно поискать «эксклюзив» или особого производителя. Если речь идет о ремонте, он должен быть быстрым и качественным. То есть, берем коробочки с запчастями, «открываем и ставим на место». Никаких проверок на биения, никаких беганий с магнитами по клапанам и подобной «херомантии». На 2022 год список на ремонт следующий. Направляшки – Metelli или AMP. Клапана – AMP или ЧАМЗ. Маслосъемные колпачки – Вэлконт или Elring. И еще одна рекомендация, замените по возможности сухари клапанов. Как показала практика, если гбц прошла более 50-70 тыс, сухарики деформируются, а это грозит самостоятельной разборкой узла клапан-тарелка.

Резюме и практика

ремонт гбц нивы
гбц в сборе на болтах

Когда делаете ремонт гбц Нивы, определитесь оставите гидрики, или пользуясь случаем переведете двигатель на болты. Если речь идет о ремонте «моими руками», то расчитывайте на 2-4 рабочих дня, с момента как гбц окажется в моих руках. Для питерских возможно записаться на ремонт гбц нивы, со снятием и установкой на авто, то есть работу «под ключ». Здесь можете скачать файлик с ценами на ремонт и тюнинг на лето 2022 года.