распредвалы, часть 1
Тема статьи – распредвалы для нивы. В каждом втором письме задаются вопросы: что вы называете взрослыми распределительными валами? Какой вы порекомендуете поставить распредвал для нивы? и.т.д. Я все время ждал когда меня посетит муза, для изложения материала, и вот она меня посетила ))))
Распределительный вал, теория
Некоторые люди попросили по возможности сделать какое либо сравнение. С чем можно сравнить распредвалы для нивы, если двигатель это аналог сердца человека. Наверное, с натренированностью определенных групп мышц. Для тех, кто занимался когда либо спортом, или хотя бы смотрел его на диване по телеку, не надо объяснять, что фигуры у спортсменов разные. Штангист, марафонец, пловец, многоборец – это совершенно разные физические нагрузки и группы мышц. Распредвалы, делятся примерно также. Низовые валы – на них двигателю удобно месить грязь и тащить что то тяжелое, но скорость на шоссе будет не более 90км.ч. Верховые – двигатель «поет» когда обороты поднимаются выше 4000 и машина летит к горизонту. Универсальные – небольшое увеличение эластичности двигателя во всем диапазоне его работы. Узкодиапазонные – вал «крутит» в определенном диапазоне оборотов (обычно это спортивные варианты).
На самом деле в этой области, как и во многих других очень большое количество секретов. Раскрою один из них ))) На многих нивовских форумах обсуждаются вопросы что РВ трех производителей ну очень похожи по своим характеристикам, только названия разные. За всеми этими РВ стоит один конструктор, который переходил из фирмы в фирму. А данные «производители» до сих пор едут на его «наследстве» ))).
Конкретика
Работал с распредвалами для нивы, почти от всех производителей. Чаще всего подход у людей следующий: хочу распредвал, на форумах читал, что это хорошо. Но не знаю какой. Какого подхода я придерживаюсь. Все что касается РВ это уже чистый тюнинг и подход должен быть другой нежели на серийных машинах. Я выбрал из ассортимента РВ два «простых» вала, под болты и под гидрики. Данные валы не требуют доработок гбц, их можно установить на стоковые гбц. Человек катается на своей машине в реальных условиях, понимает разницу с заводским валом и решает для себя вопрос, либо он идет дальше в этом вопросе, либо можно остановиться. Плюсики состоят в том, что цена на данные распреды очень демократична, и данный эксперимент всегда можно себе позволить. Если человек решил, что хочет продвигаться дальше, у него уже есть субъективный ощущения на собственной машине с двумя разными РВ, и он уже может сказать, опираясь на это и реальные условия работы авто, в какую сторону работать дальше. Вспомните абзац в самом начале (штангист, марафонец, стайер).
Еще один момент, про который умалчивают производители распредов и «специалисты» на форумах. Если вы ставите распред на стоковую гбц, то в лучшем случае вы получите 50-70% того, что задумано конструктором РВ. Как минимум требуется доработка гбц, как максимум – системы выхлопа и калибровки ЭБУ.
Что еще из научно-популярного можно рассказать. Пожалуй то, что по производству РВ могут изготавливаться тремя разными способами. Из цельной болванки, наплавкой и перешлифовкой из другого вала. Обычно производители РВ из целых заготовок очень этим гордятся. Все зависит от того, где, кто и главное как, это делает. Подчас перешлифованные неполнобазные валы имеют гораздо больший срок эксплуатации, нежели целиковые. Приведу в качестве примера валы ОКБ «Двигатель». Два 44 вала из разных партий развалились на машинах клиентов. И если в одном случае просто лопнул распред, то в другом гбц пришлось полностью выкинуть гбц, там просто был «фарш». Буду честен, вал был отправлен в ОКБ «Двигатель» и после взаимных обвинений друг друга в «уме и сообразительности» был мне заменен на другой. Со вторым я даже не стал заморачиваться. Но больше их продукцией я стараюсь не пользоваться.
Распредвалы для нивы
Производителем предлагаемых мной валов является НПК «Колобок», иначе говоря это Нуждинские валы. Почему именно этот производитель? По одной простой причине. Решение вопросов в режиме он-лайн и подробные ответы на вопросы, которые задаются по мере работы. Короче говоря, нормальное инженерно-техническое общение и необходимые консультации. Два РВ, которые я предлагаю для начала работы. Под болты для нивы и Шнивы – это валы К1 и К2. Под гидрики – это вал «Трофи город». Оба вала ставятся на штатные звезды, по штатным меткам. Валы не требуют доработок гбц и имеют достаточно стабильный холостой ход. Для нивоводов это оказалось очень важное понятие, как это не смешно. Для большого количества широкодиапазонных РВ это трудновыполнимое условие, просто в силу их характеристик и конструкции, в которые здесь я вдаваться не буду. Но народ то хочет и рыбку съесть и …..дальше сами догадаетесь. Главный плюс данных валов на мой взгляд это их установка. Если вы не скажете мотористу о том, что это тюнинговые распредвалы, он просто поставит их «по меткам» и они будут работать. Данные валы я не могу назвать «совсем взрослыми», скорее, я бы их назвал улучшенными базовыми валами.
Рекомендация. Очень часто ставлю данные валы, когда люди переходят с гидриков на болты, или при замене на «качественные» гидрокомпенсаторы. Все равно для данных операций надо снимать распред с постелью, так почему бы не заменить его, на что то «немножко лучшее».
Важно. В отличие от Интернет магазинов, я отправляю клиентам и сервисам, распредвалы с подобранными под них индивидуальными постельками. Если хотите «голый» распредвал, это надо указать отдельно.
Привожу сравнительные характеристики по нескольким валам под механические болты. По порядку идут: подъем впускного клапана, подъем выпускного, ширина фазы, перекрытие, база.
2101———-9.5\9.5. Фаза 232\232. Перекрытие 0.5, база 30мм (полнобазный).
21213——–10.6\9.5. Фаза 243\229. Перекрытие 0.5, база 30мм (полнобазный).
Эстонец—–10.5\10.5. Фаза 256\256. Перекрытие 1.5. База 28.5 (неполнобазный).
СТИ-1——-10.7\10.7. Фаза 266\266. Перекрытие 1.7.
Эстонец М–11.4\10.6. Фаза 268\260. Перекрытие 1.9. База 28.5 (неполнобазный).
Характеристики распредвала трофи, под гидрокомпенсаторы:
Трофи——-11\10. Фаза около 260.
Дополнение от 2023 года
Распредвалы для нивы и Шнивы пополнились в 2023 году двумя новыми артикулами, а именно К1 и К2. Уже обкатал оба и готов рассказать свои субъективные ощущения и рекомендации производителя.
К1 – 10.45/9.6 (252), чистый «низовой» распредвал. Для установки под болты. Ставится в стандартную постель и на стандартную шестерню ГРМ. Рабочий диапазон от 1000 до 4000 оборотов. Калибровки прошивки желательны. С разрезной шестерней мне удалось добиться режима, когда на первой передаче отпускается педаль сцепления и машина трогается. Хороший вариант для города и бездорожья.
К2 – 10.4/10.3 (252/262). Для установки под болты. Ставится в стандартную постель и на стандартный ГРМ. Работает от 2500 до 6000 оборотов. Равномерный холостой ход. Прошивку можно не трогать, выставлять с небольшим опережением. На разрезной шестерне, можно добиться отличных результатов.