титановые тарелки клапанов
Все что я хотел рассказать про конструкцию тарелок клапанов, написано в первой статье “доработанные тарелки клапанов“. Теперь немножко об уменьшении веса тарелок и об увеличении прочности. Для скептически настроенных людей хочу напомнить кое-что из физики 6-7 класса. У предмета есть масса и есть вес. Массой является то, что мы видим на весах, а весом является масса предмета умноженная на ускорение. Приведу статистику фирмы которая занимается краш тестами автомобилей. На скорости 50 км.\ч. вес человека увеличивается примерно в 20 раз. То есть если на заднем сиденье валяется литровая бутылка воды, при полном торможении в неподвижное препятствие, она летит к передним пассажирам имея вес пудовой гири (16 кг). Если это применить к паре клапан-тарелка, то мы получим что масса этой пары около 100 гр., следовательно при каждом обороте распредвала клапан “колотит” по седлу уже силой эквивалентной около 2 кг. Я конечно немножко утрировал, пытаясь как Чапай с помощью картошки объяснить где должен быть командир, но на самом деле нагрузки еще выше.
Титановые тарелки клапанов. Нива.
Часть 1. Лирическая. Конструктивно делать тоньше тарелку из стали смысла нет большого, пришлось задуматься о материале. Опять же пришлось «поработать печенью» и отправиться в гости к мотористу из советского автоспорта. Налив ему сотку для улучшения памяти а себе для облегчения восприятия, я его стал пытать из чего спортсмены точили тарелки при «дорогом Леониде Ильиче». Воспоминания привели к тому что точили из Д16Т, но их хватало на несколько гонок, в течение которых они начинали «сворачиваться бутончиком» и в конце концов, ежели вовремя не уследить, просто погибали. А ежели из титана, это один раз и на всю оставшуюся грешную жизнь…..
Часть 2. Поисковая. По стране шагают рука об руку Володя и Дима, нанотехнологии и Чубайс…….и поэтому в Питере ни на одном из заводов мне не взялись делать тарелки по моему чертежу из титана. Ну просто смотрели как на пришельца из далекой галактики и тяжело молчали. Тогда я вспомнил что Россия большая и на Урале нашлись люди которые умеют работать с титаном, а главное он есть в наличие. Тарелки делаются из титанового сплава ВТ-3.
Часть 3. Измерительная. Получив заказ, я взял свои весы ювелира и затаив дыхание начал вешать. Помните рекламу: скока вешать в граммах? Вообщем результат представлен на фото. На первом – стандартная тарелка 23гр. На втором – доработанная 21гр.. На третьем – доработанная титановая 12гр.
Часть 4. Задумчивая. Как можно довести наш движок, если все детали сделать по уму и не только из чугуна и огрызков вторчермета?
Результат и субъективно-объективные испытания. Был взят инжекторный двигатель 21214, поставлен цифровой лабораторный тахометр, и замерены две характеристики. Максимальные обороты и время подъема оборотов до определенного уровня (до 4500). Все прочие детали не менялись, все зазоры по клапанам сделаны одинаковые для чистоты эксперимента. Максимальные обороты двигателя поднялись на 400-500 оборотов. Время подъема оборотов до заданной частоты уменьшилось на 1.5 секунды. Скажу честно, если второй результат я ожидал увидеть, то первая часть оказалась для меня немножко неожиданной, такого большого скачка я не ожидал увидеть.
Титановые тарелки клапанов на Волгу, двигатель ЗМЗ-402.
Поскольку окромя Нив я еще много чего делаю и ремонтирую, за компанию я сделал тарелки и на ЗМЗ-402. Поскольку этот тракторный двигатель очень существенно утяжелен именно в клапанном механизме. Конечно основной вес это клапана с 9 мм стеблем, но и тарелки вносят свою долю, и немалую. Масса стандартной заводской тарелки 32 гр. Масса титановой 17 гр.
Титановые тарелки клапанов. Переднеприводное семейство ВАЗа, (восьмиклапанное).
Поскольку я регулярно пополняю этой продукцией некоторые тюнинговые фирмы, решил выложить это от первого лица. Масса тарелки видна на фото – 10 гр. Роспуск тарелки относительно стандарта 1 мм. Поскольку клапанные механизмы переднего привода и семейства ЗМЗ -406, -405, -409 одинаковы, то данные тарелки подходят и на них. Только в двойном количестве, то бишь 16шт.