курские подшипники
Подшипник UBP, он же Курский подшипник, он же в девичестве ГПЗ-20, он же один из немногих оставшихся в России заводов полного цикла. А вообще хочется рассказать немножко о ГОСТах, о подшипниках вообще, как обстоит дело в рапортах “эффективных менеджеров” и как всё на самом деле. На истину не претендую, просто мой взгляд на данный вопрос.
Копилка знаний
Когда кончился союз и началась Россия, главное было все разрушить. Но надо понимать, что ГОСТы и памятники Ленину это немного разные вещи. Давайте для начала получим общее понятие, что это такое? Попробую пояснить на примере подшипников. Представьте себе пирамиду.
- Вершина – это ГОСТ, государственный отраслевой стандарт. Это проверка и испытания в сертифицированных центрах и лабораториях. Утверждается Россстандартом на федеральном уровне. Пример. Подшипники качения делаются согласно ГОСТу 520-2012
- Середина пирамиды – ОСТ, отраслевой стандарт. Из названия уже можно понять, что болтик или гаечка, сделанные для легкой промышленности или машиностроения, это не одно и тоже.
- Основание пирамиды – ТУ, технические условия. Вот это уже действительно «ужас для потребителя». Конечно, ТУ могут быть даже более жесткими по сравнению с ГОСТом, например, подшипники и смазки, сделанные для «летунов». Пример: ТУ4479, определяет требования к подшипникам общего назначения. ТУ3900-А, подшипники для авиационной техники. Но это скорее исключение из правил, ни в одном магазине запчастей, такие запчасти вам не предложат. Чаще всего предприятие само разрабатывает ТУ (это допускается), дабы получить сертификат на продукцию. Можно себе представить, какой простор для идиотизма и подделок открывается в России.
- Для общего развития можно упомянуть о существовании ЕТУ – единые технические условия. Дополнительные условия к материалам подшипников, сепараторов, шариков. Специальная термообработка. Очень жесткие требования к техническому контролю на выходе. Почти обязательно подразумевает военную приемку. Пример: ЕТУ 100/7-IV, подшипники с особо прецизионными шариками.
Иллюстрация к теории. Нивовский подшипник полуоси – 180508, где я только его не встречал. Понятно, что в зависимости от применения, его можно делать с разным качеством и ценой. И в Советском Союзе он мог делаться на нескольких заводах. ГПЗ-4, делал его в бытовом исполнении. Вологодский и Минский завод, делали его для машиностроителей. А ГПЗ-20 (Курск), в настоящее время подшипник UBP, исключительно для оборонки. Соответственно качество и ресурс отличались очень сильно.
Подшипник UBP
В СССР было около 40 подшипниковых заводов ПОЛНОГО ЦИКЛА. Что это такое? На завод приходит металл, а выходит партия подшипников. Есть литейка, штамповка, термичка, гальваника, то есть полноценное предприятие с массой цехов. На сегодняшний день, по моим сведениям, их осталось 5-7. Но появилось масса фирм, продающая подшипники в своих коробочках или под своими брендами. Как это происходит? Есть два пути развития. Это обратиться к нашим соседям-китайцам, написать ТЗ (техническое задание) и заказать подшипники и коробочки. И второй вариант, тоже китайский. Вы можете отдельно купить обоймы, шарики, сепараторы, все это ввезти под гораздо меньшую пошлину и «склепать» подшипник уже в России. А теперь внимание! На 2020 год в Китае и Тайване числится около 4000 заводов в области «подшипникостроения», из них 10% с государственным участием или капиталом, то есть около 400. Впечатляет? Есть уже несколько китайский заводов, где делаются подшипники для грандов этой отрасли FAG, SNR, NSK.
Поскольку я занимаюсь ремонтом спецтехники и восстановлением промышленного оборудования, ситуация на рынке подшипников, меня не очень устраивала. FAG, SKF, NSK – это круто, но дорого. «Китайский дешевый бренд», это дешево, но ходит мало. «Русский бренд», это тоже лотерея. Я говорю про статистику, из каждого правила есть исключения. Меня очень интересовала продукция двух заводов, Минского и Курского. Белорусы сказали, что делают подшипники для Европы и поставки в Россию им вообще не интересны. Около года я ходил кругами вокруг бывшего ГПЗ-20 и все-таки «курские» пошли навстречу, поставив ряд определенных условий. Дело в том, что если вы посмотрите на порталы продаж запчастей, такие как «зизист» и им подобные, то подшипников UBP (это бренд завода), вы там не найдете. На заводе мне сказали, что они не успевают отгружать подшипники даже для оборонки, а про розницу совсем не думают. В итоге договорились. Но самое главное, что греет душу человека, учившегося в СССР и считающим себя механиком старой школы, это слова ГОСПРИЕМКА и ВОЕНПРЕД. Никакой «Китай» в русской коробочке тут не прокатит.
Для семейства нива
Подшипник UBP, артикулы по нивовской тематике:
- 180502 – хвост коленвала, актуален при замене сцепления
- 180508 – задняя полуось
- 2007108А – передняя ступица, повышенной грузоподъемности
- 50306 – внутренний ШРУС, КПП, Раздатка
- 50706, 750706 – открытый, закрытый. КПП, раздатка
- 50209 – раздатка