гбц

пружины клапанов

Тема статьи – пружина клапана 2101. Начиная с того дня как с конвейера сошла первые верхневальные «копейки», данная деталь осталась без изменений. Хотя, честнее было бы написать – пружина клапана фиат. В статье будет немножко теории, и как обычно конкретика. Вкратце расскажу о характеристиках качественной пружины и выборе конкретного производителя.

Капелька теории

Основная задача клапанных пружин сводится к тому, чтобы обеспечить неразрывную кинематическую связь святой троицы: кулачок распредвала – рокер – клапан. На малых оборотах проблем почти не возникает. Все начинается с момента, когда начинают «крутить двигатель».  Кулачок рокера с большой скоростью давит на рокер, придавая ему и клапану, большое вертикальное ускорение вниз. Если пружины слабенькие или просевшие, то происходит следующий пассаж. Клапан с рокером пролетают по инерции больше, чем задумано подъемом кулачка. В лучшем случае, они с ударом вернутся к кулачку. В худшем, «зависший» внизу клапан, встретиться с поршнем. И то и другое может грозить большой поломкой двигателя.

Пружина клапана 2101, конкретика

Почти во всех статьях моего сайта, есть заголовок, который я обычно называю «проблема». В данном случае проблем нет. Жесткости штатных пружин хватает, чтобы «крутить» движок до 6000-7000 оборотов. Пружины даже малость «пережаты», если говорить о гражданском двигателе.  Этот момент можно легко исправить, поставив доработанные тарелки клапанов, тем самым немножко «распустив» пружину. Таким образом, вопрос сводится только к одному, найти и поставить качественные пружины.

Тарировка пружин

пружина клапана 2101, теория
скан методички 70хх годов

От того как вы подберете пружины очень сильно зависит равномерность работы двигателя. Как правильно подобрать пружины? Есть достаточно простой «народный» способ. За основу возьмем картинку из методички по сборке двигателя, издание 70-хх годов. Ход кулачка распределительного вала 21213, возьмем примерно равным 10 мм. Теперь наша задача взять два обрезка кругляка, так чтобы диаметр одного был чуть меньше внутреннего диаметра большой пружины, а другой заходил во внутреннюю пружину. Материалом можем быть любая деревяшка. Длинна данных обрезков, должна быть на 10мм меньше высоты пружин. Теперь ставим данную конструкцию на обычные напольные весы, и нажимаем сверху на пружину. Упором-ограничителем выступает «деревяшка» внутри пружины. На показаниях весов у вас будет в килограммах показано усилие пружины, при сжатии 10мм, то есть при нажатии кулачка распредвала на рокер. Если вы хотите сделать качественную гбц, постарайтесь подобрать пружины, чтобы они уложились в разброс – 1 кг. Для хорошего гражданского мотора этого вполне достаточно.

Пружина клапана 2101, выбор производителя

пружина клапана 2101
пружины клапанов, наша “оборонка”

Пружины делает достаточно много заводов, по разным технологиям и из разных пружинных сталей. После нескольких испытаний, я остановился на двух производителях. На обычные и доработанные двигатели, я ставлю пружины Самарского завода (оборонка). Если нужны пружины с нештатными характеристиками, в родном Санкт-Петербурге, делаю пружины под заказ с необходимыми параметрами. На фото представлены пружины Самарского производства. Почему именно они?

  • За время работы, на штатных и доработанных двигателях не было случаев поломки пружин. Конечно, речь идет о правильном расчете и подборе распредвала. Если по русской дури, начитавшись форумов, вы воткнете распред с подъемом 12-13 мм, на штатные тарелки, то для пружин и гбц все может достаточно печально закончиться. Несколько раз сомкнуться витки, а потом пружина просто лопнет.
  • Пружины очень хорошо торцованы. Прилегание к тарелке клапана и стальной шайбе на гбц почти 100%.
  • Тарировка пружин укладывается в нормы, о которых я говорил выше. Когда, при моих экспериментах, я тарировал новые пружины других заводов, мне приходилось играть в «сортировку». Разбросы доходили до 5кг. Пружины данного производителя, достаете из упаковки и ставите в гбц.

Резюме. Если вы решил сделать новую качественную гбц, а старые пружины прошли около 100 тысяч км и более, рекомендую задушить «жабочку» и поставить новый комплект клапанных пружин. Цена хорошего русского комплекта, по сравнению с пружинами на «бэшку» или немецкого производителя пружин Schrick, просто копеечная. На 2018 год, цена комплекта русских пружин около 1 000 рублей, немцев около 10 000.

 

Статьи по теме и совместно работающие детали:

Доработанные тарелки клапанов

Стандартные клапана Kolbenschmidt

Text.ru - 100.00%