Элементы тюнинга

дифференциал раздатки

Тема статьи – дифференциал раздатки нивы и нивы шевроле. А вернее сказать его облегчение и доработка. Все мастера и сервисы по ниве знают о общеизвестных запчастях на семействе нива, которые дают вибрации. Это карданы, промежуточные валы, фланцы. Но почти никто из них, не знает, или скорее не хочет бороться с вибрациями второго порядка, которые не чувствует ваше тело, но чувствуют мозг и глаза.
Text.ru - 100.00%

Теория

Сначала расскажу об одном медицинском факте, который, казалось бы, не имеет отношения к нашему вопросу. А именно чтение во время поездки в транспорте. Когда вы читаете книжку-малышку на диване, глаза фокусируются на одном расстоянии до книги, и все хорошо. Когда вы едете, и автобус или машину трясет, каждую секунду глаза пытаются «поймать» ту строчку, на которой вы читаете и очень сильно устают. Бывает, что это кончается сильной головной болью. Тот же эффект проявляется у водителя машины, когда присутствует вибрация, которую не чувствует тело, но чувствуют глаза.

Вибрации

Механизмы разрушают не мощность и обороты, а вибрации и детонации – это один из законов механики. Давайте разделим вибрации на два типа, первого и второго порядка. Первая группа – это очевидные и всем известные большие бяки (разбалансированные колеса и карданы). Вторая группа – это маленькие бяки, которые очень хорошо спрятались. К ним относится биение фланцев (а в ниве их 5 штук), бублик промвала, корпуса дифференциалов (в раздатке и редукторах) и еще несколько деталей.

Дифференциал раздатки нивы

Чем славится наш автопром. Тем, что сам пилит дерево, на котором сидит. Качество деталей скатывается к нулю. И самое плохое, что не на уровне исполнителей, а на уровне технологии изготовления и конструктива. Когда мы берем в руки деталь «маде ин СССР» и деталь «маде ин Россия», мы понимаем, что это две разные детали, начиная от материла, заканчивая обработкой. Дифференциал раздатки нива состоит из двух частей, и если одна часть полностью обработана на токарном станке, то вторая просто чугунная болванка, доработанная только по посадочным местам. Если на запчасти времен СССР вы найдете многочисленные следы балансировки, то на современной детали их нет. Как «колотит» дифференциал раздатки нивы при вращении, можно поглядеть на многочисленных видеороликах. Что-то глобально изменять не хочется, но можно сделать так, чтобы по максимуму увеличить обработанное число поверхностей вращения и тем самым удалить неуравновешенные массы.

Облегчение

дифференциал раздатки нивы
облегченный корпус дифа РК

И так два извечных русских вопроса: кто виноват и что делать? На вопрос кто виноват, ответ я дал выше. На второй вопрос, попробую ответить. Прежде всего я взял корпус дифференциала раздатки нивы и нашинковал его на пять частей, чтобы поглядеть на толщину стенок по разным сечениям и уже исходя из этого сделал свой чертеж по доработке. Что касается массы, исходная болванка весила 2.565 кг. То, что получается после облегчения весит 2330, а это 10%, что для вращающейся детали очень много.

Резюме

В результате нашей работы мы получили два плюса. Первый – это облегчение вращающихся частей без уменьшения прочности конструкции. Второй – мы уменьшили по объему дифференциал раздатки нивы, а, следовательно, до среза заливной пробки мы можем залить больше масла, что ОЧЕНЬ хорошо, для раздаток «вертикального типа». Об этом я писал в статье про «подшипники для раздатки».

Комплексный подход

Раньше в столовых было понятие «комплексный обед», а у нас будет «комплексный подход». Что нам надо сделать, чтобы превратить раздатку нивы, в действительно нормально работающий агрегат? Привожу список запчастей для этого, уже очень по многим из них на моем сайте есть материалы:

Что я рекомендую сделать, если Вы хотите сделать капитальный ремонт раздатки. Особых регулировок никаких не требуется. Поменять: 6 основных подшипников, заменить крышки раздатки под двухрядные подшипники (особенно заднюю), поставить дополнительно торцованные фланцы и качественные манжеты, залить полусинтетическое масло (вязкость примерно 75-90) и может быть две маленькие вилки раздатки (50% вероятности).

Порядок работы

Очень важный абзац. Я начал работу с того, что отправлял доработанный дифференциал раздатки нивы и нивы шевроле, а человек присылал свой и оплачивал доработку. Но система дала сбой, при первых же заказах. Наш хитрожопый народ начал присылать мне какой-то хлам, при этом утверждая, что снял его «только что с работающей машины». Сейчас порядок работы изменился.  В прайсе есть пункт, «доработка корпуса дифа РК». Вы платите эту сумму плюс так называемую страховую сумму. Я отправляю клиенту диф в сборе, он ставит его на свою машину, проверяет что все крутится и работает, и отправляет мне свой «родной» диф, также в сборе. Если я вижу, что деталь в хорошем состоянии и возможна дальнейшая эксплуатация, я оставляю ее себе, а страховая сумма идет обратно клиенту. Если я вижу, что мне прислали хлам, то я делаю видео почему это подлежит отправке в металлолом, и оставляю страховую сумму у себя. Также возможно купить облегченный корпус дифа в сборе с бронзовыми шайбами, без всяких страховых сумм.

Видеоматериал от 2022 года